Опыт проживания травм.

Недавно я загнала в палец мелкое стекло. Второй раз в жизни. Мгновенная острая боль, легкий шок и удивление «Что это такое произошло?», узнавание «Ну надо же, опять!». Смесь переживаний: досада, боль, растерянность, жалость к себе, воспоминания о прошлом разе. Затем мобилизация, прошлый опыт не только источник боли, но и возможность на него опираться, использовать его сейчас, в повторившейся ситуации. Плюс знания о том, что вообще можно сделать, если в палец попало крохотное, едва видное глазом, стеклышко.

В прошлый раз было по-другому. Эта же острая боль, но при этом непонятная. И, конечно, я полезла смотреть, что там такое, неловко, неосторожно, загоняя тем самым стекло все глубже. У меня до этого момента в опыте были только деревянные занозы, а с ними сильно проще. Вытащить стекло быстро тогда не получилось. Оно осталось в моем пальце болезненным, саднящим комком. Я научилась беречь палец, не давить на это место, лишь иногда проверяя легким касание – ага, все еще там. Организм умный, он закапсулировал осколок, окружив его чуть более плотным слоем кожи. Психика с травматическим материалом поступает примерно также – травма сама по себе не рассосется, но если это место оберегать, не прикасаться, да еще и капсулой окружить плотной, то жить вполне можно. Не думать, не вспоминать, не чувствовать какие-то чувства, не ходить в какие-то места…разнообразие защитных приемов поражает порой.

Про осколок я помнила и, конечно, хотела его достать. Помнила я также о том, что кожа постепенно обновляется, верхний слой сшелушивается, а значит, стеклышко мое постепенно к поверхности должно приблизиться. В какой-то момент я до него таки добралась, вытащила. Терпение, время, осторожное приближение к болезненному куску были важными в этом опыте. А также важно было дать возможность организму самому позаботиться, доверять своему телу, которое вытолкнет инородный предмет на поверхность. И внимание, чтобы в нужный момент подцепить осколок, а не загнать его снова вглубь неосторожным движением.

В этот раз узнавание сработало на меня, опыт хорошая штука все-таки. «Ага, это стекло. Надо быть осторожнее. Сначала осмотреть. Рука грязная, вымыть, но не тереть, чтобы не загнать глубже».
Затем, использовав все имеющиеся знания о стеклах в пальце и прошлый опыт, стеклышко я достала. Уф! Выдохнула с облегчением.

Мы не можем совсем исключить травмы из своей жизни – и физические и психологические, пока человек жив, он чувствителен и может пораниться. Но мы можем по-разному с ними обходиться. Капсулировать и ждать пока «само пройдет», долго и болезненно заживлять пораненное место.
Можно просить помощи у окружающих. Они тоже могут не все, они могут быть растеряны, испуганы, неуверенны. Могут опасаться, что своей помощью сделают хуже – ну страшно вообще-то загнать неумелым движением стекло вглубь. Или не стекло… Страшно бывает что-то говорить человеку, у которого горе случилось, все слова кажутся неуклюжими, неловкими…
Важно понимать, что окружающие – тоже люди, дать им право на их слабость, а себе на свою. И просить о посильной помощи. Принести перекись и спирт, иголку, вату… придержать руку, подуть на ранку. Или попросить налить чаю, дать плед и просто посидеть рядом. Молча. Потому что сейчас плохо, потому что не нужны подвиги имени меня, но очень нужен живой человек рядом. Живой и теплый, чтобы чувствуя чужое тепло, можно было почувствовать живым и себя. И это тоже про опыт проживания травм.

Стоит использовать какие-то еще возможности для помощи, если в них есть нужда. Если бы я сама не смогла достать стекло, то в этот раз я поехала бы в травмпункт и попросила помощи. В прошлый раз мне почему-то это даже в голову не пришло, я ж сама должна с такой мелочевкой справиться. В этот раз я прикинула, что мне проще – пробовать самой или ехать в травмпункт, сидеть в очереди в ожидании приема и т.д. Решила, что сначала сама. Для меня это про понимание своих возможностей и своих ограничений. До какого-то предела можно помочь себе самому при травме, а потом только другие люди. Одна близкая мне женщина сама себе жгут наложила, когда нужно было остановить кровотечение при открытом переломе. Она врач, она умела и не растерялась пока остальные в панике бегали рядом. К сожалению не нашлось тогда никого более устойчивого и здравомыслящего рядом. Но она не могла сама себе делать операцию – это нереально, да и не нужно. В случае с психологической травмой тоже есть тот предел, когда можно и нужно помогать себе самому – организовать режим дня, сна и отдыха, не забывать кушать, заботиться о своем теле. Это то, что человек может и должен делать сам. Принять решение обратиться к психологу и попросить о помощи – тоже забота о себе.

Второй раз по тому же месту – может оказаться полезным опытом, хорошим, продуктивным, а может и не очень. В моем случае с пальцем все было хорошо. Во многом оттого, что первый опыт закончился в итоге хорошо – стекло убрано, опыт усвоен, выводы сделаны, и второй раз было прожить проще.
А если представить, что живет такой травмированный человек с осколком внутри, боль уже привычная, не очень острая, беречься научился, а ему, бац, и снова осколок прилетает. Первая ситуация не завершена, заморожена, закапсулирована, а тут вторая. Ресурсов на проживание нет, опыта положительного нет, помощи просить не умеет или не допускает такой возможности…и так далее… Напоминаю, мы просто представили! Скорее всего человеку будет сложно справиться в повторной травмой.

Что можно делать? Помощь психолога может быть нужна, чтобы обнаруживать старые душевные осколки, которые саднят и мешают жить. А также аккуратно и осторожно вытаскивать новые, свежие, которые еще очень болят, и хочется с этой болью справиться. Работа с травмой обычно длительная, но даже одна консультация психолога порой приносит существенное облегчение.

Вам может также понравиться...