Комфортная температура близких отношений.

Каждый из нас на протяжении своей жизни находится в отношениях с множеством людей. С кем-то мы ближе, с кем-то дальше – это про дистанцию. Важная штука в человеческих отношениях и важно разрешать себе ее замечать и регулировать по шкале «приближение-удаление». Но сейчас речь не о ней, а о температуре, уровне тепла, которое ощущается с конкретным человеком. Эту температуру невозможно измерить градусником, она субъективна, опирается только на собственные ощущения, может быть не симметрична, не одинакова для каждого из партнеров, но очень важна. Это тот уровень тепла в отношениях, который может переживаться как комфорт, радость, удовольствие, а может ощущаться как прохлада, холод, озноб, заморозка. Это даже в речи встречается: «холодом повеяло», «прохладное отношение», «ледяной взгляд».

Температура отношений, как и дистанция, может регулировать близость. Если человек холоден по отношению ко мне, то ни о какой близости, приближении речи быть не может. Ну то есть до определенного предела приблизиться можно, а дальше все – «стоп!».

Уровень тепла и комфортное ощущение важно для развития, причем как для развития отношений – любовных, дружеских, детско-родительских, так и для развития каждого партнера. Чем младше человек, тем чувствительнее он к температуре отношений.

Тут как с растениями. (*я сейчас садовод-огородник в разгаре сезона и мои заметки, вероятно, будут насыщены огородными примерами, да и вообще они мне простыми и показательными кажутся. )

Итак, как же тут с растениями. У них есть комфортный диапазон температур. Расти, развиваться, цвести, завязывать плоды большинство растений в нашем климате могут при температуре выше +15, выжить могут при температуре +5, а потом…ну может повезет и попадется особо живучий экземпляр. В тоже время если тепла слишком много, от +28 и выше, то растение теряет способность к завязыванию плодов, пыльца становится стерильной. То есть само оно растет и даже цветет, но урожая не будет.

Как это относится к человеку и человеческим отношениям?

Например, есть маленький ребенок и мама. Мама холодная. Физически ребенок может и выживет, если мама будет холодна только эмоционально и будет заботиться как-то о том, чтоб ребенок был сыт, обут и одет. Но эмоциональному миру маленького человека будет нанесен ущерб. Вырастая, он может обнаружить, что не понимает других людей, их переживаний, не умеет чувствовать, не понимает себя и свои чувства, не знает, как их выразить. Очень сложно переживает малейшие отклонения от знакомых ему шаблонов в отношениях и когда «что-то идет не так» – это практически уровень катастрофы. Что с ним произошло? Он как то растение, замер где-то на +13. Жив, но развиваться и расти не может, тепла не хватает.

Что с этим делать? Доращивать, согревать, давать дополнительное солнышко, как детям в советские времена назначали кварц в долгие зимние месяцы, чтоб они меньше болели. Это может произойти естественным путем в каких-то других отношениях, если повезет встретить заинтересованного и эмоционально теплого человека, у которого большой запас душевности. Может быть компенсировано путем терапевтической работы с психологом. Процесс не быстрый. То, что копилось долгие годы, быстро разрешиться не может. Но этот опыт в работе с психологом существенно повышает качество жизни.

Я с такими клиентами обычно работаю на ресурсы, в том числе и на то, чтобы были отлажены способы самоподдержки, навыки распознавания своих потребностей и возможности их удовлетворить. Итогом работы обычно становится то, что я больше не нужна, человеку и так стало хорошо, он без меня умеет справиться.

А как выглядит повышенная температура в человеческих отношениях? Когда тепла слишком много? А примерно также как у растений, на мой взгляд. Ребенок растет в атмосфере избыточного тепла, гиперопекаемый, ни шагу самостоятельно. Вряд ли он сможет дать какие-то плоды. Не умеет, да и незачем. И я даже не о том родятся ли у него дети. Плодами может быть работа, творчество, самореализация в какой либо сфере. Если опеки очень много, то доходит до инвалидизации человека, у него находятся реальные или мнимые болезни, их значимость преувеличивается, ребенок попадает под неусыпную заботу и контроль мамы или бабушки или обеих. И тогда учеба – это тяжкий труд, непосильный для деточки, нести сумки из магазина или делать работу по дому – слишком сложно и подрывает слабое детское здоровье. Даже если детке лет 20 и детка переросла всех в доме на голову.

Такие сами к психологу доходят редко. Может мама привести, если вдруг опомнится, что ребенок по паспорту вырос, а по факту на ее шее сидит, а ее это стало утомлять. Бывает, что жесткая встряска происходит, если в семье становится слишком мало ресурсов на обеспечение выросшего ребенка. Старость, болезни, маленькая пенсия мамы могут порой помочь взрослению и научить опираться на себя. Тоже не очень сахарный вариант, через боль и страдания.

Я написала примеры про растения и про детей с родителями. Но это можно переложить и на семейные отношения супругов, на дружбу…на любые отношения с людьми, которые для нас что-то значат. Не должно быть слишком холодно или слишком жарко. Важно искать баланс температур, прислушиваться к себе и партнеру, договариваться о приемлемом уровне тепла для каждого. Иначе отношения сначала портятся, а потом либо перегорают, либо отмораживаются.

Иногда очень важно вовремя посмотреть на свой внутренний градусник. А если сложно самим, то можно обратиться к специалисту по душевной термометрии – консультация психолога отличный шанс вместе разобраться в сложностях отношений.

Вам может также понравиться...