Карательная стоматология. Предотвратить и обезвредить травму. Заземление.

Я уже писала о том, как порой сложно переживается посещение стоматолога взрослыми и детьми. Писала, что можно сделать, чтобы помочь ребенку справиться со страхом и стрессом от посещения врача-стоматолога. В этой статье хочу дополнить рекомендациями для взрослых и детей, связанных с техниками заземления. Их можно использовать с детьми в адаптированном виде.

Достаточно часто родителям рекомендуют разговаривать с детьми о посещении врача, о том, что там будет происходить, как именно это будет – это замечательно, информация, знания о событии способны снизить тревогу и страх. Проиграть ситуацию в виде ролевой игры – тоже отличный способ справиться со стрессом. Но эти методы работают до или после посещения. Бывает так, что в самый напряженный момент, в кабинете, в кресле стоматолога, мы теряемся и не знаем чем помочь себе и своему ребенку, если привели лечить зубы малыша.

Во время визита к врачу с ребенком можно комментировать происходящее, можно попытаться обозначить временные рамки. Грамотный врач это обычно делает сам, без напоминания. «Еще немножечко машинка пожжужит, и ты отдохнешь» – говорит доктор ребенку, а порой и взрослому. Это успокаивает. Дает понимание, что дискомфорт не бесконечен. Хорошо, когда врач способен говорить с взрослым пациентом, успокаивая и помогая справиться с напряжением, ведь во многих из нас в кресле стоматолога просыпается напуганный ребенок, отлично знакомый с ужасами стоматологии прошлого на собственной шкурке.

Непосредственно во время лечения зубов у нас остается не так много способов справиться с тревогой, волнением, страхом, но они есть. И способны эффективно помогать. Порой человек вжимается в кресло, вцепляется в подлокотники или собственные руки, замирает и просто пережидает это ужасное время. Нам практически недоступна поддержка близких, мы одиноки и беззащитны перед надвигающейся рукой стоматолога с бормашиной. Но! У нас есть мощнейший инструмент самоподдержки – наше тело. Можно потренироваться заранее, чтобы в нужный момент не растеряться и вспомнить, чем себе помочь.

Итак, первым делом важно дать себе опору.

В буквальном смысле – удобно устроиться в стоматологическом кресле. Так, чтобы не затекала шея, не напрягалась поясница, не было ощущения, что вы вот-вот сползете на пол. Современные кресла отлично регулируются, стоит попросить врача или ассистента позаботиться о вас. Все таки вам там находиться 30-60 минут. Ваше тело должно опираться на сиденье и спинку всей поверхностью, контакт должен быть достаточно плотным. Можно время от времени фокусироваться на этих телесных ощущениях – это помогает сохранять контакт с реальностью, ощущать себя живым, чувствующим, настоящим, принадлежащим себе. В фокусе внимания можно держать затылок, спину в районе лопаток, поясницу, ягодицы и бедра, икры. Если не получается удержать все, можно последовательно переходить от одного к другому, спрашивая себя «Как там мой затылок, хорошо ли ему? А шее удобно?». Если чувствуете, что тревога нарастает, можно несколько усилить давление телом на сиденье или спинку кресла, плотнее вжаться в него, но не сжиматься с боков. Наоборот, как бы растечься по креслу задней поверхностью тела, увеличивая площадь контакта.
Руки могут опираться о подлокотники, если они есть или о собственные бедра.

Если речь идет о ребенке, что может делать мама? Лично я убеждена, что если ребенок маленький или уже имеет негативный опыт общения со стоматологами, то лечить ему зубки стоит, взяв его к себе на колени. То есть сначала вы сама садитесь в кресло, а себе на колени усаживаете ребенка. Именно вы будете тем, кто обеспечит маленькому человеку опору и контакт с реальностью. Маленькому ребенку сложно удерживать сознательно отслеживание телесных ощущений. Он весь в процессе, он весь в своих эмоциях в настоящий момент. И может отчаянно нуждаться в ком-то, кто сможет взять часть его переживаний на себя, потому что их слишком много для него одного. Он еще слишком мал, чтобы переварить это все самостоятельно. Если же ребенок сидит у мамы на коленях, опирается на нее затылком и спиной, чувствует ее тепло и мягкость (предполагается, что мама сможет справиться с собой и будет достаточно расслаблена) – для ребенка это большой ресурс и поддержка. Кроме того в таком положении можно с малышом тихонько разговаривать, просто напоминая, что вы рядом. Многие врачи лояльно относятся к желанию мамы помочь ребенку. Тем более, что это им тоже облегчает работу. Лечить зубы спокойному ребенку намного проще, чем тому, кто кричит и плачет. Если врач не идет навстречу и настаивает на том, что ребенок должен справиться сам и сидеть один … я бы задумалась, нужен ли мне такой врач.

Второй важный момент, на который стоит обратить внимание, когда вы находитесь в кресле стоматолога – это дыхание.

В ситуации стресса, многие люди напрягаются настолько, что дыхание замирает, становится поверхностным. Это практически не контролируется сознанием, это работа биологических механизмов стресса. Но, зная об этом, можно себе помочь, включая сознательный контроль. Когда мы лечим зубы, то обычные активные способы справиться со стрессом на уровне тела, сбросить лишнее напряжение, недоступны. Мы не можем вскочить и помахать руками, побегать (сбежать от опасности), покричать (это чаще социальный запрет), оттолкнуть руку стоматолога (бороться, ну можем, конечно, но скорее всего только один раз). Даже сейчас, когда я пишу про стоматологическую травму и стресс, в моем теле поднимаются воспоминания о моих прошлых страданиях, хотя прошло много лет, нарастает напряжение, хочется отвлечься и активно подвигаться, чтобы помочь себе.
Так вот, дыхание – это доступный и эффективный способ справиться со стрессом в условиях ограниченных возможностей. Уже сам факт концентрации внимания на дыхании, возможность заметить себя несколько снижает напряжение. Плавный вдох и выдох, носовое дыхание, ощущение наполненности легких и давление на диафрагму, расслабленный живот – отслеживая это, мы не только отвлекаем себя от неприятных ощущений, но и снижаем уровень боли. А дыхание носом еще и с тошнотой помогает бороться тем, у кого повышен рвотный рефлекс, а лечить приходится семерки и восьмерки.
Что касается ребенка. Дети довольно чувствительны к состоянию матери, причем отклик тела гораздо сильнее, чем отклик сознания. Поэтому если ребенок у вас на руках, на коленях, вы можете настроить свое дыхание, а ребенок подстроится автоматически. И себе поможете и ему одновременно.
Можно дополнить дыхание визуальной техникой. Представить, как вместе с выдохом вылетает темное (ну или какое оно там у вас получится) облачко боли и страха. Эта техника детям тоже подходит, но с ними ее скорее можно применить после посещения врача.

Итак, дыхание и контакт с телом – это доступные заземляющие техники, которые можно применять непосредственно во время лечения. Желательно потренироваться заранее, не всегда удается концентрироваться на ощущениях с первого раза.

А если в моих описаниях стресса вы узнаете себя и обнаруживаете, что он все еще не прожит и сигнализирует о себе из прошлого разными страхами и тревогой, то, возможно, вам понадобится помощь психолога, чтобы завершить процессы из прошлого. Если речь идет о разовом эпизоде, вполне возможно, поможет даже одна консультация психолога. Если речь идет о серии травматичных ситуаций, то вероятно, необходима более длительная работа.
В любом случае, оно того стоит. Непрожитый стресс и травма капсулируют, замораживают в теле массу жизненной энергии. Проживая их, помогая себе, мы освобождаем эту энергию для жизни.

Вам может также понравиться...