Если ребенок боится лечить зубы.

Многим взрослым людям знакомы ужасы карательной взрослой и детской стоматологии прошлого века. Несовершенная аппаратура, жутко вибрирующая бормашина, не слишком-то комфортная анестезия, а то и вовсе без нее лечение. Боль, страх, слюна, заливающая рот или наоборот пересохшие губы, затекающая в неудобном кресле шея – масса неприятных телесных ощущений. Врач, работающий без помощника, очень занят, спешит принять всех пациентов, ему не до разговоров и утешений. Да и не принято тогда было утешать, никто особо не принимал в расчет потребности пациентов во внимательном и бережном отношении. Если оно было, то скорее просто по доброте душевной конкретного врача, а не потому что было массовое понимание необходимости заботы об эмоциональном состоянии пациента. Сейчас у нас есть больше возможностей: выбирать врача, клинику, уровень сервиса. Выбирать заботу о себе, своем душевном и телесном комфорте.

Тем не менее и сейчас многие люди боятся визитов к стоматологу. Иногда этот страх обоснован уже произошедшим травмирующим событием. В данном случае под травмой я подразумеваю болезненное лечение или удаление зуба, грубое обращение, осмотр, проведенный с применением силы или эмоционального давления при условии, что ситуация не разрешилась на месте и человек в своем страдании остался без защиты, поддержки и его боль никак не была амортизирована. Для взрослого человека высокая значимость такого события чаще всего связана с его прошлым опытом. Текущая ситуация может наложиться на прошлый негативный опыт и это усугубит негативное влияние. Кроме того если в неприятной ситуации не было возможности как-то о себе позаботиться, защитить себя от боли или грубости – это тоже усугубляет страдания.

Для ребенка сам факт грубого болезненного вмешательства в тело уже является травматичным. Наше тело помнит все, все наши неприятные эмоции, тяжелые по переживаниям ситуации, особенно те, что сразу по свежим следам не были никак компенсированы.

Например, травмировать маленького ребенка может даже осмотр, если малышу не дали времени осмотреться в кабинете, сориентироваться в ситуации, понять где он и что сейчас происходит. Не пояснили, что и для чего врач будет делать. Если даже не грубо, но резко прижали и открыли рот, чтобы осмотреть зубки. Этого эпизода для чувствительного ребенка может быть достаточно, чтобы бояться стоматологов. Он не вспомнит деталей события. Но в теле останется воспоминание о запахах, звуках, прикосновениях…. При следующем визите в похожее место эти воспоминания вернутся в виде эмоционального фона – страха, тревоги. Вспомните, как пересыхает во рту, и сердце начинает биться чаще на пороге стоматклиники. Это память тела выдает нам стрессовую реакцию.

А если ситуация была жестче? Пришлось удалять ребенку зуб. Удаление было сложным, заживление мучительным. Или лечение зуба было болезненным и дискомфортным. После этого опыта и у малыша и у мамы (если в клинику ходила с ребенком мама) могут остаться непрожитые, не переваренные негативные эмоции – боль, страх, злость…. Выходя из больницы, хочется поскорее забыть произошедшее и не вспоминать никогда. Но призывать ребенка сразу успокоиться, забыть, не вспоминать плохое и не говорить об этом – не лучший вариант. Важно быть с ребенком рядом, успокаивать его, давая при этом поплакать с утешением, пониманием его боли и горечи. Честно говорить о событии, признавать то, что ему сейчас пришлось пережить неприятные вещи. Называть все своими именами: «Это было больно», «Ты испугалась», «Тебе пришлось долго терпеть»…и так далее. Названная боль становится понятнее и немного уменьшается.

Что же делать дальше? Ведь это был не последний визит к стоматологам. Нужно еще, а ребенок панически боится. Да и мама напугана.

На восстановление после травмирующего события нужно время. Но время само по себе не помогает, и время нужно не чтобы забыть, а на проживание этого стресса. Забыть полностью невозможно, все наши переживания и эмоции остаются в памяти тела. Самые ранние переживания могут в сознательной памяти вообще не отложиться, но из телесной памяти довольно сильно о себе напоминать. Поэтому важнее не забыть, а прожить. Но если говорить о помощи в такой ситуации, то начала бы я не с ребенка, а с мамы. В первую очередь важно нормализовать эмоциональное состояние мамы. Помочь ей справиться с тревогой, страхом, м.б. виной, которые могут возникать в этой ситуации. Именно устойчивая, уравновешенная, уверенная в своих силах и спокойная мама может дать ребенку тот уровень заботы и защиты, который необходим, чтобы справиться с травмировавшей его ситуацией. Поэтому, сначала мама! Если мама способна самостоятельно привести в порядок свои эмоции – отлично! Если это невозможно, то может пригодиться помощь психолога.

Что можно делать потом?

Играть в больницу, лечить зубы куклам, смотреть мультфильмы про это, читать детскую энциклопедию про зубки и их здоровье.
Дать себе и ребенку время. Приходить в одну и туже детскую стоматологию, где договоритесь с врачом о постепенном приближении. Сначала посидеть в холле, познакомиться с администратором, может быть с врачом тоже, но пока не в кабинете. Не спешить!! Это однозначно. Иначе потом будет только хуже. Если есть возможность, то сходить полечить зубы кому-то другому (второй ребенок, муж…еще кто-то), чтобы ребенок видел у мамы на руках, что это может быть не опасно. Это может помочь в расширении границ его опыта. НО! Не в коем случае не призывать ребенка быть смелым «Посмотри на папу, он не боится» – такой ход только навредит. Это скорее вызовет стыд, вину, чувство отвержения. Ребенок может замкнуться, не жаловаться и терпеть, но это скорее приведет к капсулированию травматического эпизода, а не к его проживанию и разрешению.
Не начинать лечить самый сложный зуб. Даже когда ребенок согласился и дошел до кресла стоматолога, начать стоит просто с осмотра. И уйти. Не бойтесь потерять время. Вы работаете на доверие и безопасность. Это не потеря, это вложение. Смотрите по ребенку. Возможно, вас будут торопить врачи. Но это ваш ребенок, и ваше право дать ему столько безопасности сколько нужно.
После каждого визита, даже если вы ничего не делали, а просто посидели в клинике, важно помочь ребенку снять стресс. Это и кусочек старого стресса и кусочек нового, от этого визита. Ребенок переживает колоссальное напряжение. Что делать? Купить заранее мыльные пузыри и выдувать их на улице. Только те, что нужно выдувать выдохом, не готовую машинку. Это сочетание дыхательного антистрессового упражнения и положительные эмоции от радужных пузырей. Кроме того можно потопать ногами, порычать, побегать. Поиграть в песочнице или кинетическим песком сильно сжимая песок в кулачке и рассыпая его. Это тоже работа на снятие стресса.
Обязательно разговаривать с ребенком честно. Говорить, что да, это больно, но я буду рядом и мы справимся. Уговоры, что это совсем не больно – это подрыв доверия в будущем и нагнетание напряжения. Проговаривать ребенку страхи вслух. Названный страх теряет значительную часть своей силы. Обнимать, прижимать к себе, гладить, целовать – обеспечивать достаточно тесный и продолжительный телесный контакт.
Если не получается справиться самостоятельно, то стоит обратиться к психологу, чтобы помочь ребенку и маме прожить это событие и минимизировать последствия. Для ребенка лучше всего подходит очная консультация психолога, которая пройдет в игровой форме – в песочнице, с игрушками, рисунками… Маме вполне может подойти психолог онлайн.

Психолог через скайп или очно поможет разобраться с накопившимися чувствами, снять лишнее напряжение, найти ресурсы и разработать оптимальную стратегию дальнейшего поведения для конкретной семьи. Работа с ребенком направлена на снятие уже имеющегося стресса и поддержку.

Вам может также понравиться...