Детский сад – «за» и «против»

Рано или поздно любой родитель решает отдавать ли ребенка в детский сад. Ко мне на консультацию неоднократно обращались родители, которым важно было понять готов ли ребенок к детскому саду или ему стоит еще некоторое время провести дома. Хотелось бы рассмотреть ближе какие могут быть «за» и «против» этого важного шага.
Для чего нужен детский сад? И нужен ли он этому конкретному ребенку и его семье?
Что может дать детский сад ребенку?
•    Общение с другими детьми и не родными взрослыми
•    Обучение, подготовка к школе
•    Социализация, приучение к правилам общества
•    Новые игры и игрушки
А что получают родители?
•    Свободное время
•    Возможность выхода на работу
•    Образование и воспитание ребенка.
К плюсам можно отнести минимум затрат и адаптацию к жизни в реальных условиях. Правда и тот и другой плюсы относительны.
Минусом будет отсутствие индивидуального подхода и отсутствие возможности влиять на выбор окружения ребенка и образовательных программ, по которым будет заниматься ребенок.
Альтернативой детскому саду, способной при этом, удовлетворить запрос по тем же пунктам, может быть школа развития, клуб молодых мам или частный детский сад.
А разгрузить родителей, освободить их для других дел могут родные, няня или возможность свободного графика на работе.
Итак, мы решили, что детский сад нужен. Следующий вопрос: готовность. Готов ли мой ребенок к детскому саду? Готовы ли мы, родители, отдать его туда?
Готовность ребенка: Навыки самообслуживания. Психологическая готовность – интерес к детям и взрослым, отсутствие страха, стремление к общению и играм, возможность оставаться без мамы несколько часов. Здоровье – нужны ли особые условия? (аллергия, например) и ГА диета. Режим дня – есть и приближен к режиму детского сада.
Готовность мамы. Мама  может : доверить ребенка чужим в общем то людям. Расстаться с ребенком на несколько часов. Соответствовать требованиям детского сада. Положительно настроена на посещение ребенком детского сада.
Чем более тревожна мать, поглощена переживаниями и пугающими фантазиями о пребывании ребенка в детском саду, тем сложнее ему прижиться в новом коллективе. Ребенок ориентируется на эмоции матери, ее отношение к ситуации. Мама боится, нервничает, тревожится – значит там страшно, плохо, могут обидеть. Такая вот встревоженная мама отдает ребенка в садик. Мало того, что он попал в незнакомое место, к чужим людям. Мало, что ему приходится делить внимание 2 – х взрослых людей с толпой сверстников. Так еще и мама так странно себя ведет – боится, но все же отводит в садик и уходит. Если заранее настроиться на плохое, то пережить детский сад будет очень сложно.
Адаптация.
Родители могут многое сделать для своего ребенка, чтобы облегчить процесс его вхождения в новые коллективы, в другую сферу жизни. Итак, с чем сталкиваются родители и ребенок, когда приходит пора пойти в детский сад или школу? Первое: неизвестность. Ребенок там никогда не был, что это такое — не знает. А малыш, который идет в садик, еще и понять не может, зачем это нужно. Расскажите ребенку о детском саде, в который ему предстоит пойти. Только не вечером, накануне первого дня детского сада, а заранее. Можно начать готовить ребенка к этому событию за несколько месяцев, постепенно рассказывая о том, что такое детский сад, зачем дети туда ходят, что там делают. Даже самый маленький ребенок поймет рассказы родителей, если говорить на доступном ему языке и не пугать. Если это возможно сходите в детский сад во время прогулки и погуляйте с детьми. Многие сейчас ходят в садки на развивающие занятия и заодно знакомятся с помещением, людьми. Важно сформировать позитивное отношение у ребенка, но без преувеличений, чтобы уберечь его от разочарований и дополнительного стресса впоследствии – не обещайте, что в детском саду праздник каждый день и конфеты на обед.
Режим дня дома, навыки самообслуживания по максимуму, общение с детьми – учить общаться и играть. Выбрать благоприятный момент – на фоне здоровья, не совмещать сразу с выходом на работу, рождением второго ребенка.
Кстати, о болезнях. Наверное, многим знакома такая картина: ребенок идет в детский сад, неделю ходит, три недели болеет. Родители переживают, мама толком и на работу-то выйти не может – с больничного на больничный, руководство недовольно, мама нервничает, но все идет по кругу… Проходит неделя, может быть, две — и ребенок не выдерживает напряжения – заболевает. А к этому времени и мама уже соскучилась. Дома все прекрасно – снова вместе. А вот дальше возможны варианты. Если в садик снова, как на каторгу, то болезнь ребенок будет воспринимать как избавление, а мама — как подтверждение своих мыслей, что в садике ее ребенку плохо. А если в садике будет что-то интересное и привлекательное, если развеются мамины пугающие фантазии, то частота болезней уменьшиться, и малыш будет ходить в садик с удовольствием.
Когда лучше? Особенности возраста.
К концу первого года у ребенка происходит много изменений, он входит в очередной кризис развития. Ребенок определяет для себя каков этот мир в целом, каков он в мире и можно ли ему доверять. Если о ребенке заботились, любили, принимали, то он воспринимает мир как безопасный, заслуживающий доверия и себя чувствует уверенно – доверяет себе, своим ощущениям – я голоден – меня накормят, я мокрый – меня переоденут… Это очень важный период. Если ребенок верит в безопасность мира, то он легче сможет отделиться от мамы и сделать свои первые шаги в мир.
До 2-х лет основной деятельностью ребенка будет познание мира, огромное любопытство ко всему в мире. Сохраняются базовые потребности (еда, питье, сон, безопасность, тепло…) и выражены становятся потребности в принятии, общении и новых впечатлениях!!! Ребенок везде лезет не из вредности, а чтобы узнать мир. На запах, на вкус, на ощупь… ребенок стремится подражать взрослым, повторять их действия так, как умеет. В совместной со взрослым деятельности с предметами ребенок учится. Самое большое любопытство к миру у ребенка до 2 лет. Если в этот период «надавать по рукам», то впоследствии желания познавать новое в том объеме уже не появится. К 3-м годам подходит следующий кризис. «Я сам». Стремление к автономии от родителей. Желание делать самому, даже если не получается, важно пробовать, важно сделать. Слово «нет», как способность сопротивляться посягательствам на самостоятельность. Потребность в признании и уважении. Нельзя доминировать и заставлять – забитость, покорность, безынициативность.
Когда лучше в садик? Точно после 2! До этого очень нужно индивидуальное общение со значимым взрослым. Но и не в разгар кризиса 3-х лет. В этот период тяжело всем, и маме и ребенку, поэтому не надо усугублять ситуацию. В 2 – 2,5 года при хорошем уровне готовности можно подумать о посещении детского сада без ущерба для его психологического здоровья. В  3,5 – 4 года практически каждый ребенок уже может посещать детский сад. Может рассказать маме о том, как прошел его день, чем он занимался, комфортно ли ему там было. Ведь очень важно своевременно скорректировать возникшие проблемы. А для этого о них необходимо знать.
Как выбрать детский сад?  Можно собрать информацию о детских садах и школах своего микрорайона на этапе выбора, то есть до поступления. Пообщаться с родителями, которые уже отдали туда своих детей, понаблюдать за детьми на прогулке в садике. Зайти и обязательно познакомиться с заведующей детским садом. Прислушаться к своим ощущениям от общения – насколько Вам комфортно? Лучше собирать информацию из разных источников, чтобы получить более полную картину, и выбирать, основываясь на своих требованиях. Вы ведь представляете, что для Вас будет непременным условием комфорта ребенка, а чем можно поступиться? Например, есть детские сады с бассейном, а есть сады, в которых нет отдельных спальных помещений – дети играют, занимаются и спят в одной комнате. Отличаются образовательные программы, набор платных и бесплатных услуг – что будет приоритетным для Вас?
А теперь коротко о главном:
•    Подготовьтесь к поступлению в садик заранее. Соберите информацию и поговорите с ребенком.
•    Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Говорите, что он стал взрослее, что многому может научиться.
•    Забирайте первое время пораньше домой из садика. Полноценно общайтесь дома – играйте, читайте, разговаривайте – компенсируйте разлуку качеством общения.
•    Дайте понять ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
•    Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания и заранее приучайте ребенка к режиму детского сада.
•    Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
•    Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
•    В присутствии ребенка не стоит плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ними проблемы.
•    Не нужно критиковать педагогов, подрывать их авторитет в глазах ребенка. Все проблемы решать с ними лично, без участия ребенка.
И верьте в себя и своего ребенка! Вы ведь выбирали для него самое лучшее. А значит, все у вас получится.

Автор: Надежда Керова