Дети и деньги,…. По какому тарифу платить будем?

53106Жизнь человека сложно представить без денег. Сами по себе деньги нейтральны — бумага, металл… Но они являются ресурсом, который может обеспечить многие желанные вещи — отдых, путешествия, комфорт, безопасность, интересные занятия…
Наши, порой непростые, отношения с деньгами влияют и на отношение к людям, на взаимоотношения в собственной семье, и конечно, на воспитание детей.  Мы можем даже не объяснять словами, что значат для нас деньги, дети все считывают без слов, в повседневных делах и разговорах. Для малышей деньги не имеют той ценности, как для взрослых. Им не важно, что в руках – купюра или монетка – это все «денежка». Дети постарше уже знают ценность денег – на них можно купить разные приятные вещи. Но цену денег ребенок узнает гораздо позже, когда научится сам их зарабатывать и тратить.  Многие родители стремятся научить ребенка обращаться с финансами, выдавая ему карманные деньги – и это оправдано с определенного возраста.  А иногда ребенка приучают к деньгам,  оплачивая домашние дела и хорошую учебу. Казалось бы, цель преследуется благая – научить ребенка ценить свой труд, привить стремление зарабатывать своим трудом, понимать ценность и цену денег, разумно ими распоряжаться. В вопросах воспитания деньги не всегда лучший помощник. Да, нужно и важно учить ребенка обращаться с деньгами, разумно их расходовать, а когда подрастет, то и зарабатывать посильным трудом. Но оплачивать учебу, приличное поведение или выполнение домашних дел не стоит.
На это есть несколько причин:
1.    Ребенок учится не ради знаний, а для оценки.
Если учебное рвение ребенка стимулировать, оценивая его успехи в твердой валюте, то ребенок будет проявлять чудеса изворотливости, чтобы заслужить оценку, а не усвоить новую информацию.  В моей практике был случай, когда родители решили  оплачивать все отметки от «3» до «5», а за «1» и «2» брать штраф. Ребенок решил, что ему проще будет избежать двоек и не очень напрягаться, получая большое количество троек. Ведь пять троек стоят столько же, сколько три пятерки. Кто в этом случае выиграл? Даже если ребенок не ищет легких путей и стремится заработать свою пятерку честным трудом, денежное вознаграждение тоже не на пользу. Поскольку добавляет напряжения, дополнительно нервирует школьника. Появляется страх негативной отметки, а впоследствии может сформироваться  страх оценки со стороны других людей. Кроме того, гораздо важнее научить ребенка не зарабатывать оценку, чтобы сдать зачет или экзамен, а искать информацию и умело ею пользоваться.  Если вам все же важно вознаграждать ребенка за хорошую учебу, то «премию» можно выдавать за какой-либо новый этап в развитии, крупное достижение, победу на олимпиаде, соревновании или просто за освоенное новое для ребенка дело.
2.    Кто отвечает за учебу?
Если родители оплачивают хорошую учебу, то они берут на себя функцию контроля  над успеваемостью. Это вам нужно, чтобы ребенок учился, это вам нужны его успехи, а он может ненавидеть школу, но заставлять себя получать хорошие отметки, чтобы вы платили деньги. Ребенок и не подумает брать контроль в свои руки. Чем это может обернуться в будущем? Отсутствием инициативы, привычкой полагаться на чужое мнение и жить по указке сверху. Вы хотите именно этого?
3.    Деньги или отношения? Сколько стоит забота?
Оплачивая домашнюю работу, родители также сильно рискуют. Если в семье не принято платить маме за чистую посуду, приготовленный ужин и выглаженную одежду, то не стоит оплачивать домашние дела, выполненные ребенком. В семье у каждого есть обязанности, домашняя работа распределяется между всеми членами семьи. Даже малыши уже могут и должны помогать убирать свои игрушки. Ребенок постарше вполне способен купить хлеб, выбросить мусор или помыть посуду.  Ко мне однажды обратилась мама подростка. Она с гордостью рассказывала, что у нее нет проблем с сыном. Он хорошо учится, ведь она щедро оплачивает его пятерки. Он делает много домашней работы, все тарифицировано, оплата с учетом качества и скорости исполнения.  Однажды мальчик пришел в гости к бабушке и предложил ей помыть посуду и полы, сбегать за продуктами и вынести мусор. Бабушка обрадовалась неожиданной помощи.  А внук, закончив все дела, выставил счет. У бабушки от волнения поднялось давление. Так вот, мама подростка спрашивала на консультации, что ей делать с бабушкой. Как убедить ее не портить воспитание.
Никакие деньги не заменят родительской любви, уважения, поддержки и понимания. Не заменят искренних дружеских отношений, веселого смеха и интересных бесед. Даже если вы считаете, что премия за отличную учебу нужна, не забывайте просто на словах похвалить ребенка – ему важно признание.  Кроме того альтернативой денежному вознаграждению может стать совместный поход в кино, театр или цирк, кафе, парк или загородная прогулка. Важно выбирать занятия интересные и ребенку и родителям.
Любите и уважайте себя и своих детей и все у вас получится!

Психолог Надежда Керова.

Автор: Надежда Керова