Адаптация к детскому саду. На что обратить внимание? Чем помочь ребенку?

Когда ко мне на консультацию обращаются родители малышей с вопросами адаптации, я обычно начинаю с прояснения ситуации, в которой находится семья. Почему это важно? Есть некоторое количество универсальных советов, но они не всегда работают. Именно потому, что они универсальны, общие для всех, а каждый ребенок и его семья уникальны.

Вопросы, которые стоит себе задать:

Возраст ребенка? Когда ребенок идет в детский сад? Сколько времени у нас есть, чтобы подготовиться до начала посещения садика? Сколько времени мы готовы потратить, чтобы ребенок привык к детскому саду? Можно ли организовать ему мягкую адаптацию или придется работать в сжатые сроки? Какой образ жизни вела семья, мама с ребенком, до детского сада? Были ли они активными, много общались, посещали разные общественные места, группы развития, театры… или в основном сидели дома? Есть ли у ребенка режим дня и насколько он отличается от режима дня детского сада? Какие требования предъявляет к детям конкретный детский сад и соответствует ли им ребенок? Насколько развиты навыки самообслуживания? Умеет ли сам кушать, одеваться, ходить в туалет, например. Есть ли у ребенка какие-либо заболевания? Каково состояние здоровья вообще?

В зависимости от ответов на эти вопросы можно разработать индивидуальные рекомендации для конкретного ребенка. И, если не предупредить, то хотя бы предусмотреть некоторые проблемные моменты и знать, как с ними можно справиться.

Комплекс мер, которые направлены на помощь ребенку в адаптации к детскому саду, можно условно разделить на те, которые родители реализуют дома и те, что можно предпринять в детском саду при прощании с ребенком и при встрече.

Итак, дома важно обеспечить максимально комфортную обстановку. А также:

  1. Помочь ребенку сбросить напряжение, накопившееся за день. Это могут быть подвижные игры, прогулки, лепка или рисование и другое…в зависимости от того, что любит ребенок.
  2. Не нагружать ребенка дополнительно, на время снизить требования к нему. Помнить, что ему и так не просто и на адаптацию требуется время.
  3. Играть с ребенком дома в те игры, которые он любит и предлагает сам.
  4. Общаться с ребенком. Что-то делать вместе. Это позволит отчасти компенсировать то время, что ребенок провел без вас.
  5. Можно играть в «детский сад», чтобы вовремя заметить, если что-то идет не так и ребенку сложно адаптироваться.
  6. Быть внимательными к словам, поведению и любым изменениям. Давать ребенку понять, что вы рядом, любите его и вы всегда на его стороне.
  7. Если замечаете, что ребенок устает, увеличьте время ночного сна.
  8. Вводите домашние ритуалы по подготовке ко сну, утренним сборам в детский сад. Это облегчает ребенку жизнь, делает ее более предсказуемой.

Что можно делать в детском саду:

  1. Обязательно придумайте и ежедневно соблюдайте утренний ритуал прощания. Хорошо, если ваш ребенок уже имеет опыт расставаний и встреч с вами. Хорошо, если вам не приходилось сбегать потихоньку, а можно было честно сказать, что уходите и вернетесь. Если этого раньше не было, то придется привыкать к честным прощаниям сейчас. И да, выдерживать детские слезы, не отстраняясь, не ругая, оставаясь ласковой и любящей.
  2. Дайте ребенку с собой в садик мини-альбом с фотографиями дома и родных.
  3. Дайте ребенку с собой игрушку по его выбору.
  4. Придумайте вместе с ребенком коробочку, в которую можно складывать мамины поцелуйчики на запас. Чтобы он мог в течение дня «доставать» по одному при необходимости. Создайте это волшебство для ребенка.
  5. Общайтесь с воспитателями. Спрашивайте как прошел день, рассказывайте про своего ребенка, его особенности. Помогите им наладить контакт с вашим малышом.

Помните! Ребенку сложнее, чем вам. У него меньше опыта, знаний и сил. Помогите ему справиться. Даже если сложно и свои эмоции затапливают, верьте в себя и ребенка. Дайте время вам обоим. У вас все получится.

Если же справиться самим сложно, осталось много неясного, вы можете обатиться на индивидуальную или семейную консультацию психолога. Очено в городе Перми или дистанционно в Skype.

Автор: Надежда Керова